на главную новости организации история проблемы программы/проекты персоналии

новости ОООИБРС

все о MS

 

ПЕРМЬ

18.09.07

КРУГЛЫЙ СТОЛ

 

в рамках проекта Россия – ЕС «Социальная интеграция инвалидов в Приволжском федеральном округе», совместно с Пермской городской общественной организацией «Аспектус»

Пермь, 18 сентября 2007 г.

Цель:

Определение практической стратегии взаимодействия  НГО и государственной власти по вопросам занятости инвалидов.

 

Темы для обсуждения:

 

1.   Пути преодоления барьеров, перед которыми находятся инвалиды при поиске и сохранении оплачиваемой работы.

2.   Стимулирование поиска работы инвалидами.

3.   Возможности сотрудничества по вопросам занятости инвалидов между НГО и государственной властью.

4.   Потенциал взаимодействия НГО и бизнеса в вопросах занятости инвалидов.

 

Место проведения – Администрация губернатора Пермского края, ул. Куйбышева, 14, малый зал, 4 этаж, 15.30-17.00

 

 

Ведение круглого стола –

Марголина Татьяна Ивановна,

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

 

 

Участники:

 

Представители общественных объединений, некоммерческих организаций,  государственной власти и государственных учреждений, коммерческих структур, работающие в сфере реабилитации, занятости, защиты прав и интересов инвалидов из гг. Перми, Самары, Нижнего Новгорода:

 

Пермский край

 

Марголина Татьяна Ивановна, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Галицына Татьяна Вячеславовна, министр социального развития Пермского края

Джеймс O'Брайн, эксперт проекта «Социальная интеграция инвалидов в Приволжском федеральном округе»

Лядов Владимир Сергеевич, заместитель руководителя агентства по занятости населения Пермского края

Молчанов Валерий Александрович, заместитель начальника отдела агентства по занятости населения Пермского края

Ясырева Ирина Николаевна, консультант отдела социальной помощи населению Министерства социального развития Пермского края

Федин Владимир Геннадьевич, начальник отделения кадровой политики и учета ОАО «АК «Лысьвенский металлургический завод»

Жуков Андрей Алексеевич, Пермская общественная организация «Центр социальных инициатив», региональный координатор проекта «Социальная интеграция инвалидов в Приволжском федеральном округе»

Боталова Елена Геннадьевна, Пермское краевое отделение Всероссийского общества инвалидов

Аксиленко Роза Федоровна, Пермское краевое отделение Всероссийского общества инвалидов

Фирсов Владислав Алексеевич, Пермская городская общественная организация «Аспектус»

Фирсов Сергей Владиславович, Пермская городская общественная организация «Аспектус»

Григорьева Милана Игоревна, Пермская городская общественная организация «Аспектус»

Давыдова Татьяна Леонидовна, Общественная организация «Поддержка президентских программ по делам инвалидов»

Бухавцев Николай Александрович, Пермское краевое отделение Всероссийского общества слепых

Гилева Наталья Армасовна, Пермское краевое отделение Всероссийского общества слепых

Надымова Марина Сергеевна, АНО «Аркус»

Корелина Юлия Валентиновна, Пермская региональная общественная благотворительная организация «Общество помощи аутичным детям»

 

г. Нижний Новгород

 

Акопян Наталия Амазосповна, Нижегородская общественная организация «Забота»

Герасимова Елена Сергеевна, Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи «Верас»

Кондратьев Михаил, Нижегородская региональная общественная организация «Социальная реабилитация»

Курицына Елена Александровна, Нижегородская региональная общественная организация «Диагональ»

Седова Оксана Владимировна, Нижегородская региональная общественная организация инвалидов «Инватур»

 

г. Самара

 

Зитева Татьяна Викторовна, Самарская областная общественная организация помощи детям, страдающим онкогематологическими заболеваниями

Барткова Наталья Александровна, Самарская общественная организация инвалидов-колясочников «Ассоциация Десница»

Пудовкина Ольга Юрьевна, Самарская региональная общественная организация «Даун-синдром»

Тимофеев Владимир Александрович, Самарская городская общественная организация «Равенство»

Кузнецова Наталья Анатольевна, Самарская региональная общественная организация инвалидов, больных рассеянным склерозом

 

Протокол круглого стола:

 

Марголина Татьяна Ивановна, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Приветствую участников нашего круглого стола – представлены НГО из трех регионов – Перми, Нижнего Новгорода, Самары, министерство социального развития и агентство по занятости населения Пермского края. Институт уполномоченных по правам человека в Приволжском федеральном округе, в стране постоянно сталкивается с проблемой реализации права человека на труд.

Все мы знаем, насколько тема рынка труда для инвалидов сложна, сколько и каких проблем здесь существует. Здесь находятся профессионалы, поэтому прошу не останавливаться на изложении проблем, а сосредоточиться на путях их решения. Сегодня есть возможность поделиться опытом различных регионов, а также европейским опытом. Это мы можем предложить ответственным ведомствам, сообществу НГО, бизнесу.

 

Тимофеев Владимир Александрович, Самарская городская общественная организация «Равенство»

Наша организация в Самаре предоставляет достаточно большое количество услуг в сфере реабилитации. В том числе, у нас работает программа индивидуальных помощников для инвалидов. И мы можем этим опытом поделиться. Однако она работает в условиях субсидирования со стороны государственной службы занятости. Без системной поддержки со стороны государства эффективная работа НГО в сфере трудоустройства инвалидов вряд ли возможна.

 

Седова Оксана Владимировна, Нижегородская региональная общественная организация инвалидов «Инватур»

Для нас очевидно, что недостает позитивного образа человека с инвалидностью, позитивного опыта его трудоустройства. Нужны положительные примеры, мощная просветительская кампания. Влияние на сознание и общества в целом, и на работодателей. Это и есть задача НГО.

 

Пудовкина Ольга Юрьевна, Самарская региональная общественная организация «Даун-синдром»

Невозможно рассматривать трудоустройство инвалида от системы его образования. Это образование и в семье, и в детском саду, и в школе. Если человек не подготовлен, не ориентирован на определенные виды деятельности, не находится в социуме, то эффективного трудоустройства не будет. Таким образом, необходимость включенного образования для инвалидов очевидна. Причем не в отдельном регионе, и не в порядке эксперимента, а во всей стране, во всей системе образования.

 

Барткова Наталья Александровна, Самарская общественная организация инвалидов-колясочников «Ассоциация Десница»

Часто у инвалидов завышены требования к рабочему месту и размеру оплаты труда, при этом реальные знания и навыки отсутствуют. Этому надо обучать, и обучать системно. Проблема доступности – чаще даже не на рабочем месте,  а во всей инфраструктуре социальной жизни. У нас в организации эти проблемы решаются, но у НГО весьма ограниченные возможности для трудоустройства, мы живем в рамках проектной деятельности. Что касается пропаганды и распространения позитивного опыта трудоустройства, профориентации, информирования, то эти технологии у нас, и о них знают не только инвалиды, но и государственные службы.

 

Кондратьев Михаил, Нижегородская региональная общественная организация «Социальная реабилитация»

Важно, чтобы человек был специалистом в той сфере, куда он идет работать. У нашей организации есть позитивный опыт трудоустройства, например, в налоговую инспекцию, т.е. государственную службу. Но если человек не имеет навыков, знаний, то и претендовать на квалифицированную, хорошо оплачиваемую работу он не может. Образование он может получить только в общем режиме.

А административные механизмы, предполагающие квотирование рабочих мест, экономически неэффективны.

 

Галицына Татьяна Вячеславовна, министр социального развития Пермского края

Мы видим, что существуют технологии, способствующие профессиональной реабилитации инвалидов, в том числе в среде некоммерческих организаций. Министерство сотрудничает в этой сфере с НГО, агентством занятости населения. Государственные учреждения социального обслуживания населения, НГО осуществляют услуги, направленные на профессиональную реабилитацию людей с ограниченными возможностями.  В Пермском крае сегодня есть возможности программной поддержки профессиональной реабилитации инвалидов.

Понятно, что мы действуем в рамках существующего законодательства, а оно не всегда эффективно помогает решать проблемы. Поэтому министерство социального развития всегда готово рассмотреть инициативы, в том числе от некоммерческих организаций.

 

Бухавцев Николай Александрович, Пермское краевое отделение Всероссийского общества слепых

В отношении предпринимателей в обсуждаемой сфере действует «метод кнута и пряника», причем пряник явно не превалирует. Это, может быть, создает и определенный негатив по отношению бизнеса к инвалидам. Очень важны стимулирование и государственная поддержка по частичной оплате труда инвалидов.

Кроме того, существует очень серьезная проблема специально адаптированных рабочих мест, которые могут быть весьма дорогостоящими.

Отсутствие нормативно-правового поля в сфере реабилитации инвалидов сказывается и на профессиональной трудовой реабилитации.

Определенный опыт в течение многих лет имеют общественные организации инвалидов. В настоящее время в Пермском крае на 4 предприятиях ВОС занято более 400 инвалидов. Однако создание рабочих мест на базе наших предприятий должно получить поддержку на региональном уровне.

 

Федин Владимир Геннадьевич, начальник отделения кадровой политики и учета ОАО «АК «Лысьвенский металлургический завод»

На нашем предприятии 6 тысяч работающих, мы выполняем все обязательства по квотированию,  нас с этим никаких проблем не связано, есть проблема дефицита рабочих кадров. Честно говоря, собственник об этом даже не задумывается, поскольку экономия по предоставляемой предприятию льготе составляет 0,1% от фонда заработной платы, т.е. не является значимой величиной. Так что о «прянике» говорить не приходится. Понимаю, что сложно работать с бизнесом в рамках существующего законодательства.

 

Аксиленко Роза Федоровна, Пермское краевое отделение Всероссийского общества инвалидов

Пермское краевое отделение ВОИ также имеет собственные предприятия, на них занято значительное количество инвалидов. Считаем, что в данной сфере нужна системная поддержка со стороны региона. 

 

Лядов Владимир Сергеевич, заместитель руководителя агентства по занятости населения Пермского края

Наше обсуждение развернулось к системе образования, это несколько неожиданно, но понятно. Опыт трудоустройства у нашей службы есть, по заявительному характеру данной услуги. 60% инвалидов мы трудоустраиваем.

Следует заметить, что законодательство по отношению к инвалидам серьезно ухудшилось. Федеральные законы повысили планку по возможностям трудоустройства. А возможности по квотированию сузились, применение санкций по отношению к предпринимателям усложнилось. Адаптация рабочих мест – процесс дорогостоящий.

Фактически господдержка сводится лишь к размеру суммы индивидуальной поддержки инвалида. Возможен выход в реализации краевой программы, где предусмотрены средства на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов и на компенсацию работодателям средств на заработную плат для инвалидов.

Агентством подготовлены материалы и предложения к данному круглому столу (приложение к данному протоколу).

 

Джеймс O'Брайн, эксперт проекта «Социальная интеграция инвалидов в Приволжском федеральном округе»

Мы все осознаем, насколько сложен поднятый вопрос о занятости людей с ограниченными возможностями. Эта проблема является острой  во всех развитых  странах – а согласно статистике инвалиды составляют практически везде около 10% населения. Часто инвалиды воспринимаются как некая единая группа, а между тем в реальности это очень неоднородная часть населения.

Участники сегодняшнего круглого стола справедливо отметили, что детей-инвалидов необходимо с детства учить играть определенную социальную роль в обществе, это может в определенной степени снять тезис о неприспособленности инвалидов к социальной среде. В связи с этим принципиальной является работа с семьями и родителями детей-инвалидов.

Возможность самореализации инвалидов есть, важность распространения позитивного опыта и позитивных примеров трудоустройства также была отмечена сегодня.

Система квотирования рабочих мест существует сегодня в большинстве европейских стран. Причем там, где работает «пряник» для работодателей, эффект значительно лучше. Период социальных выплат/компенсаций  работодателям составляет от 2 до 12 месяцев, в зависимости от конкретной ситуации. И если материальная выгода для предпринимателя здесь – спорный вопрос, то работа с инвалидами как часть позитивного имиджа бизнеса – важна в плане социальной ответственности перед обществом.

Роль НГО в этой сфере, помимо содействия собственно в трудоустройстве инвалидов, состоит во взаимодействии с работодателями и влиянии на менталитет представителей бизнеса.

Только государственным структурам, с использованием административного ресурса и законов, с проблемой занятости инвалидов не справиться. Очевидно, что при поддержке Министерства социального развития, Агентства по занятости населения, в сотрудничестве с НГО и бизнесом, можно коренным образом изменить ситуацию. Об этом конкретно и детально будет говориться 19 сентября на встрече НГО из 3 регионов, а также представителей служб занятости.

 

Марголина Татьяна Ивановна, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Сегодняшний разговор показал, что развитие рынка труда для инвалидов требует скоординированных усилий органов государственной власти, некоммерческих организаций, владеющих различными социальными технологиями в данной сфере. К тому же мы не рассматриваем эту деятельность от других сфер жизни. Как показала дискуссия, особенно это касается системы образования.  

Благодарю за участие в круглом столе. С его материалами можно будет ознакомиться, протокол вел региональный координатор проекта «Социальная интеграция инвалидов в Приволжском федеральном округе» Андрей Жуков. Материалы круглого стола возможно также разместить на сайте Уполномоченного по правам человека в Пермском крае.


Материал для круглого стола «Рынок труда для инвалидов» от Агентства по занятости населения Пермского края, 18 сентября 2007 г.

 

В целях дальнейшей интеграции людей с ограниченными возможностями в нормальную трудовую среду и повышения уровня занятости среди инвалидов путем их профессиональной реабилитации, нам представляется необходимым:

1.           Совершенствовать и далее государственную политику в области профессиональной реабилитации.

2.           Включить  в  документы,  регламентирующие  работу  Роструда  и  его  учреждений, вопросы профессиональной реабилитации.

3.           Развивать    сотрудничество    органов    службы    занятости    со    всеми    сторонами, участвующими  в  профессиональной  реабилитации  инвалидов,  такими   как  НПО, учреждения реабилитации, бюро МСЭ, работодатели и их организации, а также профсоюзы.

4.           Четко определить обязанности, порядок финансирования и ресурсную базу всех заинтересованных сторон, включая МСЭ, службу занятости населения, учебные заведения, учреждения социальной защиты и работодателей.

5.           Обеспечить координацию усилий различных заинтересованных сторон. Необходимо разработать нормативную базу, которая определяла бы их взаимодействие друг с другом и охватывала бы их программы, индивидуальные планы действий и методы работы.

6.           Включить в бюджеты  органов СЗН  целевое  финансирование мер по профессиональной реабилитации и содействию трудоустройству инвалидов, а также определить их стратегию действий в этой области. Эффективность этих действий необходимо поставить под контроль.

7.           Роструду разработать наконец-то рекомендации по профессиональной реабилитации и трудоустройству инвалидов.

8.           Учреждениям СЗН уделять внимание целевой подготовке специалистов, которым предстоит работать с уязвимыми группами населения.  Особое внимание уделять контактам   с   работодателями   по   вопросам   профессиональной   реабилитации   и трудоустройства   инвалидов   и   повышению   их   мотивации   к   приему   на   работу инвалидов.

 

Некоторые актуальные общие проблемы

 

  1. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции 22 августа 2004 года) значительно сузил возможности по квотированию рабочих мест   на   предприятиях   (квотирование   стало   возможным   на   предприятиях   с численностью работников более 100 чел., вместо 30 чел.). Закон также усложнил принятие мер в отношении работодателей, нарушающих Закон в части квотирования рабочих мест и трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места. Закон Пермской области (по этой проблеме) федеральные нововведения повторил.
  2. Участие   инвалидов   в   программе   «Организация   временного   трудоустройства граждан, особо  нуждающихся в социальной защите»  предусматривает выплату заработной платы участникам программы. Для многих работодателей такой режим реализации временной занятости инвалидов не привлекателен.
  3. Одним из факторов, препятствующим повышению эффективности мероприятий по содействию   трудоустройству   этой   категории   граждан,   остается   не   желание работодателей  принимать  инвалидов  на постоянные  рабочие  места  в  связи  с необходимостью обеспечения инвалидам особых условий труда, определенных в индивидуальной программе реабилитации инвалида.