Информационный бюллетень обществ РС Архангельска и Тромсё №8


 

 

 

Октябрьский визит норвежской делегации

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня редколлегия нашего бюллетеня, состоящая из ответственного редактора Новикова Алексея и редактора номера Белковой Натальи, решила взять интервью у Макаровского Святослава  – психолога совместного норвежско-российского проекта Центра РС.

Здравствуй, Святослав. Прежде всего, поздравляем тебя с новогодними праздниками. Прими наши редакционные наилучшие пожелания: сохранить то хорошее, что было сделано, и создать нечто новое:

- За поздравления спасибо. В свою очередь хочу также поздравить вас и всех читателей информационного бюллетеня «Надежда» с новогодними праздниками и рождеством и от всей души хочу пожелать в будущем году побольше хороших новостей, отрадных событий и замечательного настроения!

Знаем, что в октябре прошел необычный визит норвежской делегации. Расскажи, в чем была его необычность:

- Да, этот визит был действительно необычным. Главным событием стала международная научно-практическая конференция в области реабилитации, которая проходила в Северном государственном медицинском университете. Организатор конференции - сотрудники факультета адаптивной физкультуры. Основным результатом этой конференции можно считать принятие резолюции об организации Центра реабилитации для людей с РС и постинсультных пациентов на базе АОКБ, финансируемого Департаментом здравоохранения Архангельской области.

Расскажи подробнее об ожидаемом новом проекте:

- Новый проект будет направлен на организацию обучения и подготовки эрготерапевтов на базе СГМУ, именно это и является основной его задачей. Специальность это новая, в Архангельске несколько неизвестная, но уже хорошо зарекомендовала себя за рубежом (Норвегия, Швеция, Дания и т.д.). Основная задача эрготерапевта – это выявление и устранение дисбаланса в повседневной жизни больного. Например, у пациента дрожат руки и он не может держать нож чтобы порезать хлеб, эрготерапевт, оценив масштаб проблемы, может применить следующие действия: например у ножа можно сделать удобную, нескользящую ручку, наклеить на кухонный стол специальную липкую плёнку, чтобы разделочная доска не скользила. Или другая ситуация: пациент по необходимости использует инвалидную коляску и не может встать и достать с верхней полки чашку. Решение: оснастить кухню мобильными шкафами, какие при нажатии кнопки опускаются на необходимый уровень и можно легко взять нужный предмет. Таких примеров очень много, можно оснастить ванную комнату поручнями, убрать пороги, расширить дверные проёмы, то есть сделать повседневную жизнь пациента удобной. Эрготерапевт является участником мультидисциплинарной бригады, которая занимается комплексной реабилитацией пациентов, а лидером в этой группе выступает профильный врач.

Как ты думаешь, сколько продлится сотрудничество норвежской стороны с областной больницей?

- Не буду загадывать, но, по крайней мере, ещё 1 год.

Как часто и к кому в неврологическом отделении обращаться?

- Пациент с РС может поступать на лечение и реабилитацию в АОКБ два раза в год, к сожалению это не всегда возможно, очень многое зависит от лечащих врачей на местах и от настойчивости пациента. Неврологом Центра является Патрушева Ольга Павловна, со всеми вопросами о поступлении можно обращаться к ней через поликлинику.

В настоящее время в областной больнице уже достигнуты неплохие результаты для людей с РС. В чем это заключается?

- Да, это так! Результаты действительно хорошие! В ходе реализации проекта «Создание Центра реабилитации пациентов с РС на базе АОКБ» в больнице появилась возможность госпитализировать большее число пациентов, в том числе и городских. Также удалось расширить спектр реабилитационных мероприятий за счёт включения в работу центра медицинского психолога, его основная функция – индивидуальные консультации, направленные на выявление и решение основных проблем пациентов. Для получения такой консультации необходимо сообщить лечащему врачу.

 



Дорогие друзья!

Благодарю Вас за отзывы и реакции на предыдущую публикацию. Сегодня мы предлагаем второе занятие по психологической самопомощи с применением методов психосинтеза, для занятий в домашних условиях.

 

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ: «ЧЕМ МЫ ЖИВЕМ?»

Оно посвящено осознанию и пониманию сильной и глубокой внутренней способности, заложенной в каждом из нас, - любви к нашим близким и окружающему миру. Насколько мы готовы воспользоваться своей собственной возможностью ценить окружающее, давать любовь близким, «не торгуясь» и не выпрашивая взаимности? Любовь заложена внутри нас, но как мы пользуемся этим бесценным даром? Как делимся им?

Ангел ослушался Бога и был наказан: нагой и лишенный крыльев, он был низвергнут на кладбище у одной небольшой деревушки. Бедный сапожник, проходивший мимо, не обратив внимания на божественный вид ангела, спас его, обреченного на смерть, одел его, накормил и приютил, сделав своим учеником.

Через несколько лет падший ангел однажды рассмеялся так, что от него стал разливаться необычайный ослепительный свет. Сапожник удивился и спросил его, почему он так светится. И ангел поведал, кто он, объяснив, что единственный путь в рай открыт для него через постижение того, чем живут люди. Понимание этого пришло к нему, когда он, будучи обращенным в человека, рисковал замерзнуть на кладбище. Теперь, продолжал ангел, я до конца понял, что люди не могут жить только для себя, что им необходим кто-то еще, что любовь и есть то, чем они живут и всегда могут делиться с другими (А.Толстой).

 

Упражнение «Измерения любви»

Мы начнем с упражнения, позволяющего посмотреть на вещи, познать их суть, исследовать их связи и смыслы.

1.      Представьте закрытую дверь. На двери написано "Любовь". Дверь открывается в мир любви, и за ней можно встретить разных людей, разных существ, предметы, воспоминания и ситуации. Попробуйте как можно ярче увидеть дверь и надпись. Рассмотрите детали: дверную ручку, резьбу или украшения. Дверь может быть покрыта лаком или краской. Мысленно проведите по двери рукой, ощутите ее фактуру, материал. Почувствуйте свое ожидание и готовность открыть дверь.

2.      Теперь откройте дверь, пусть возникнут первые спонтанные впечатления. Не загадывайте наперед, что это должно быть. Эти впечатления могут прийти в разной форме - образы, телесные ощущения, чувства, звуки, запахи и т.д.

3.      Постепенно привыкайте к миру за дверью, изучайте его. Ваша задача состоит из двух пунктов:

-             все, что бы вы ни обнаружили, воспринимайте без оценок и суждений, без интерпретации; не прогоняйте образы, а посвятите каждому из них достаточное время; дайте образу возможность развернуться в полный рост;

-             поймите, что каждый образ - одно из великого множества прояв­лений любви. Скажите себе: "Это тоже живет в мире любви". Затем переходите к другому образу. Исследуйте Вашу способность ДАРИТЬ ЛЮБОВЬ.

4.         Выйдите и закройте дверь. Заканчивая упражнение, подумайте об образах, пришедших к вам, постарайтесь запомнить их все. Вам, возможно, захочется представить и обдумать, а может и обсудить с близкими их смысл и связь с любовью и с Вашей жизнью.

 

Упражнение «Отношения»

Это упражнение может освежить Ваш взгляд на ваши наиболее значимые взаимоотношения.

1.      Напишите на листе или мысленно представьте имена тех, к кому вы относитесь с особой серьезностью.

2.      На большом листе изобразите простую фигуру: В центре - вы. Пять точек снаружи - это пять человек, отношениям с которыми вы придаете большое значение. В пространстве между центральной и каждой из пяти точек сделайте свободный рисунок, отражающий характер вашего отношения к этому человеку. Вы можете изобразить то, что вам понравится, не заботясь о мастерстве. Сделайте это для каждого из пяти отношений.

3.      Когда закончите рисовать, запишите любое соображение, которое придет вам в голову по поводу ваших отношений, чтобы иметь и визуальный, и словесный портрет вашего фактического отношения к этим людям. При анализе и осознании каждого отношения может возникнуть решение или план изменения отношений с каждым из этих людей.

Упражнение «Осознание любви»

Это упражнение поможет рассмотреть ЛЮБОВЬ с позиции Вашего «Я».

1.      Вспомните время, когда вы были охвачены любовью. Не только подумайте о ней, но в своем представлении переживите ее заново, как если бы это происходило сейчас. Испытайте все до мелочей - обстановку, звуки, эмоции, мысли и т.д.

2.          Несмотря на то, что это - событие прошлого, почувствуйте, что качество любви, вновь ожившей, не подчинено времени.

3.          Теперь, воссоздавая свою любовь, испытывайте все другие моменты охватившего вас чувства, переживайте - даже если это непродолжительный и смутный опыт - качество любви в его чистейшем виде. Или, по крайней мере, представьте, насколько возможно более полно, чему любовь подобна.

4.      Теперь пусть возникший образ символизирует Вашу любовь. Это может быть все, что угодно - пейзаж, человек, абстрактный образ и т.д. Удерживайте этот образ и представьте, что он вам что-то сообщает, в вербальной форме или невербально (эмоциями, жестами и т.д.), касающееся вас или любви вообще. Откройтесь ему.

5.      Запишите, проанализируйте и, если возможно обсудите то, что вы пережили в упражнении.

 

Забота и помощь - это любовь в действии. Мы любим или заботимся о других людях, понимая их, изменяя свои взгляды, исцеляя эмоциональные раны на всех уровнях – от физического до духовного. Истинная заботливость - мощное средство для нашего собственного роста. Преимущества ее - в появлении большей эффективности в общении, расширение восприятия различных событий, позитивных переживаний, лучшего психического тонуса, стимуляции творчества, повышении самоуважения и интереса к жизни, появлении радостного чувства связи с другими людьми.

Древняя легенда гласит: человек получил разрешение побывать в аду и в раю еще при жизни. Сначала он отправился в ад, где увидел большое скопление людей, сидящих за длинным столом, заставленным всяческими яствами. Но люди, тем не менее, испытывали голод и плакали. Скоро человек понял, в чем дело: ложки и вилки были длиннее их рук, так что они не могли поднести еду ко рту. Затем человек побывал в раю, где увидел ту же картину: длинные столы, щедро заставленные вкусными блюдами. И здесь у людей ложки и вилки были длиннее рук, тем не менее, они ели. Но они ели не "каждый за себя". Они с удовольствием кормили друг друга.

 

Сегодня, в рамках занятия «Чем мы живем?», мы предлагаем Вам постепенно вспомнить тот дар, который всегда с Вами – ЛЮБОВЬ. Упражнения «Измерения любви», «Отношения» и «Осознание любви» можно делать в любой последовательности. Выберите для начала наиболее понравившееся Вам упражнение, не спешите. Вспоминайте положительный опыт и ресурс первого занятия, привносите свои интуитивные изменения. Радуйтесь любому результату, делитесь с окружающими, улыбайтесь им, сохраняйте все, что радует Вас и Ваше окружение. Делитесь с нами Вашими успехами и Вашими мнениями. Желаем Вам удачи!

 

С верой в Вас,

Максим Петров


Радость творчества

Также мы решили взять интервью у нашего трудотерапевта – Натальи Смирновой. Она уже шесть лет – с 2001 года, заведует творческими мастерскими. Именно под ее началом наши пациенты учатся развивать свои творческие способности, создавать необычные поделки.

Добрый день, Наталья Владимировна!

Прежде всего, примите наши редакционные новогодние поздравления! Желаем Вам всего наилучшего и, чтобы творческие мастерские продолжали нас радовать. Многие внимательно следят за работой творческих мастерских, которые все время удивляют нас чем-нибудь необычным. Расскажите, пожалуйста, о текущих планах.

-          Спасибо за поздравления! В этом году мы решили заняться росписью по стеклу. Начнем с банок, а потом будем расписывать стеклянную посуду. Возьмемся за стекло основательно. Я считаю, что надо научить так, чтобы человек мог сделать это самостоятельно. Также мы будем продолжать заниматься мукосольками.

Допустим, возникла такая ситуация: срочно нужен подарок, а нет ни времени, ни денег, что Вы можете посоветовать?

-          Можно сделать открытку. Например, в Голландии такое очень распространено. У вас всегда есть старые открытки, бусы, пуговицы, ткань, картон. Из этого можно сделать оригинальную открытку. Фантазируйте!

Некоторые считают, что ничего не умеют и ничему не могут научиться. Другие считают, что из-за болезни не могут нормально создавать поделки, и силы общества надо направить на поиски лекарства, что Вы могли бы им сказать?

-      Человек может считать, что он ничего не умеет. У каждого есть свои способности и внутренние резервы. Иногда человек может и не подозревать об этом. Все это можно развить. Надо не бояться пробовать, делать ошибки и быть смешным. Не зря же есть поговорка: «Глаза боятся, а руки делают». В начале творческих мастерских мы лепили мукосольки и они казались нам ужасными и корявыми, но когда их раскрасишь, - они оживают, становятся интересными и забавными. Главное – надо садиться делать поделки в хорошем настроении и с уверенностью, что ты все сможешь и, что у тебя все получится. Болезнь – не помеха творчеству. Многие считают это ерундой и не хотят этим заниматься, но это относится и к здоровым. Вы сами, к сожалению, найти лекарство не в силах. Для этого есть исследовательские работы, научные институты, а творческие мастерские – отвлекают, создают благоприятный эмоциональный фон. Мастерские сблизили всех так, что мы стали одной большой семьей. Иногда этого не хватает даже здоровым людям. Кроме того, все наши участники делятся своим опытом жизни с РС, методами народной медицины.

Скоро новогодние праздники. Какой оригинальный подарок можно изготовить в домашних условиях?

-          Новогодние праздники – всегда большой простор для воображения и проявления творчества. Обычно на мастерских мы делаем фигурки символа года из муки и соли. А в этом году, кроме этого, еще мы решили попробовать себя в изготовлении елочных шаров. Делаются они элементарно. В ход идут практически любые материалы. За основу можно взять старую елочную игрушку и покрыть ее краской из баллончика, затем разукрасить. Но мы решили пойти другим путем. Чтобы не бояться разбить шар во время работы, мы взяли пластмассовый мячик для сухого бассейна, они продаются в спортивных магазинах. Ни за что не поверите, но старая, запутанная бахрома может  так украсить новогоднюю игрушку и так пригодиться, что вы удивитесь результату и будете рады тому, что до сих пор ее не выбросили! Мячик можно обшить или обклеить тканью, покрыть краской, украсить его тесьмой, стразами, пайетками, бантиками, мишурой. В общем – вас никто не ограничивает  в фантазии. Творите! Удачи вам!

Хочу поздравить всех читателей с Новым Годом и Рождеством! Здоровья вам и вашим близким, пусть вам всегда сопутствует удача, успехов вам в творчестве!